История
Решение о возведении Южно-Сахалинской детской железной дороги (ДЖД) было принято в 1953 году. В строительстве участвовали комсомольцы и солдаты батальона железнодорожных войск. Вокруг озера Верхнее был уложен кольцевой путь протяженностью 2 км. В западной и восточной частях кольца появились две станции - "Комсомольская" и "Пионер". На первой был построен деревянный вокзал, на второй - высокая платформа. Поскольку маршрут ДЖД пролегал через реку Рогатка, были возведены два небольших металлических моста.
Официальное открытие ДЖД состоялось 6 июня 1954 года. На тот момент дорога располагала одним паровозом УК-159-238 с видоизмененными будкой и ходовым мостиком и тремя двухосными деревянными пассажирскими вагонами, построенными в начале прошлого века.
В 1959 году паровоз был заменен мотовозом ТУ2м, а ДЖД переоснащена полуавтоматической блокировкой.
В 1971 году получены тепловоз ТУ2 и четыре цельнометаллических вагона фирмы PAFAWAG, которые прослужили до 90-х годов.
В 1990 году произошло полное обновление подвижного состава: депо пополнили тепловоз ТУ7-2628 и пять пассажирских вагонов ПВ 51.
В 2008 году отсыпано новое земполотно, уложена рельсошпальная решетка на железобетонном основании, заменены два стрелочных перевода, усовершенствована система сигнализации и блокировки.
В 2009 году получен тепловоз ТУ7А. В 2011 году - тепловоз ТУЮ и 4 пассажирских вагона.
На сегодняшний день парк малой дороги насчитывает восемь пассажирских вагонов и два тепловоза.
Сегодня ДЖД - это настоящее железнодорожное предприятие и учреждение дополнительного профессионального образования школьников, ориентирующее подростков на профессии железнодорожного транспорта. Руководит им заместитель начальника Дальневосточной детской железной дороги в Южно‐Сахалинске Павел Юдаев.
Здесь ребята в возрасте от 12 до 17 лет получают представление и навыки работы в разных железнодорожных профессиях: машинист, проводник, дежурный по вокзалу и станции, диктор, диспетчер и т.д.
Для выполнения функции по формированию кадрового резерва для ОАО «РЖД» дополнительно проводятся профориентационные недели с углубленным изучением физики и математики для учащихся 9-11 классов, проживающих на линейных станциях Сахалинской области и желающих поступать в железнодорожные учебные заведения. В рамках недели проходят интерактивные игры, защита проектов, экскурсии, встречи с руководителями железной дороги, студентами ведомственных учебных заведений.
Подготовка новичков начинается за четыре месяца до начала сезона. Предварительно проводится собеседование с учащимися 6-х классов всех школ города. Инструктор знакомит ребят с проспектами, рассказывает, что представляет собой железная дорога. В день сбора проходит распределение детей по группам. Численность групп - 12-15 человек. До конца апреля идет теоретическая подготовка:для школьников проводятся экскурсии по предприятиям региона, в музей жд-техники, рассказывают о дорожных специальностях. В качестве преподавателей выступают специалисты региона.
В программе обучения посещение Холмского железнодорожного узла. Ребят знакомят с циклами работы паромной переправы: выгрузка паромов, замена материковых вагонных тележек на сахалинские, работа сортировки. Предоставляется возможность проследить весь процесс от выкатки вагонов из парома до формирования состава и накатки на паром. По окончании теоретического обучения ребятам выписывают удостоверения. Их вручают на торжественной линейке, посвященной открытию сезона.
Обучение детей проводится бесплатно. Все расходы несет ДВЖД. Всем детям, работающим на детской дороге, выдается специальная форма.
В работе по обслуживанию движения задействовано от 15 человек.
Охране труда и безопасности движения поездов уделяется особое внимание. На всех участках работают подростки, но подготовку технических узлов детской железной дороги или отдельных объектов производят специалисты региона.
Перед началом работы ежедневно совершается круг безопасности. Дорогу осматривают профессионалы. Только после этого она открывается. Состав ведут ребята-машинисты, рядом обязательно находится инструктор из Южно-Сахалинского эксплуатационного локомотивного депо.
Эксплуатационное депо следит за исправностью тепловозов, обеспечивает топливом, смазкой, песком, обтирочным материалом. Ремонтное депо отвечает исправность вагонов.
Детская железная дорога - миниатюрная копия основной дороги со сложным профилем пути, с ровными площадками, подъемами и уклонами.
В 2013 году произведен капитальный ремонт водопропускных лотков, обеспечивающих свободный пропуск ливневых вод без нанесения ущерба железнодорожному пути.
В 2014 году получены три пассажирских вагона ПВ 750 Камбарского машиностроительного завода.
Ежегодно 9 мая на Детской железной дороге торжественной линейкой открывается новый сезон работы.
Движение поездов производится по расписанию с интервалом движения 30 минут, продолжительность рейса - 13 минут.
По всем интересующим вопросам можно обращаться по телефону: 8 (4242) 72 46 54.
В зимнее время дорога не работает.